МБДОУ  «Филимоновский детский сад»

                                     Развивающая предметно-пространственная среда

                              Логопедической группы (старший дошкольный возраст )

 

В условиях внедрения ФГОС ДО одной из самых важных задач является задача индивидуализации дошкольного образования для полноценного развития личности детей в период дошкольного детства.

Индивидуализация образования основана на поддержке детей в развитии их потенциальных возможностей, стимулировании стремления детей самостоятельно ставить цели и достигать их в процессе познания.

Первое условие индивидуализации образовательной деятельности с детьми – создание развивающей предметно-пространственной среды, которая бы стимулировала активность детей.

Основная характеристика среды, направленная на индивидуализацию развития – обеспечение разнообразия форм и содержания образования, предоставление ребенку возможности выбора средств и форм активной деятельности. Индивидуализация среды, направленная на обеспечение личностного роста детей, предполагает стимуляцию развития сильных и поддержку слабых сторон личности каждого ребенка, помощь взрослого в осознании воспитанниками своих качеств и построении эффективного индивидуального стиля поведения и общения. Акцентировать внимание следует на когнитивных компонентах развития, умении выполнять операции классификации, категоризации, дифференциации и обобщения.

Проектируя и создавая развивающую предметно-пространственную среду, направленную на обеспечение индивидуальной траектории ребенка, я постаралась учесть особенности его развития. Сильный в интеллектуальном развитии ребенок не нуждается в объяснении задач, действий, результатов деятельности. В этом случае я выбирает роль консультанта, затем наблюдателя. Для ребенка, которому нужно многократное объяснение, совместное выполнение действия, показ, рассказ, я выступаю в роли активного помощника, соучастника до тех пор, пока ребенок в этом нуждается. Такой способ взаимодействия с ребенком ориентирует каждого из них на успех, радость достижения, а значит, и на продвижение вперед, поскольку именно успех и радость достижения создают уверенность в силах, заставляют многократно возвращаться к достигнутому, т. е. совершенствоваться.

Дети сами осуществляют индивидуализацию, когда они выбирают определенный центр активности или берут головоломки, в которой требуются сложить картинку из пяти частей, а не из двенадцати.

Ситуация когда каждый ребёнок в группе занят своим делом – это и есть индивидуализация, возникающая естественным образом.

Для того чтобы естественная индивидуализация могла состояться, от меня требуется умение:

— создавать развивающую среду, учитывающую интересы и уровень развития детей;

— выделять в режиме дня время для игр и самостоятельных занятий;

— оказывать помощь и поддержку в ситуациях, когда они нужны.

Индивидуализация среды – это стержень, на который педагоги «нанизывают» образовательные технологии:

— игровую;

— исследовательскую (проблемно-поисковую): модель «обучение через открытие»;

— коммуникативную (дискуссионную): наличие дискуссий, представляющих различные точки зрения по изучаемым вопросам, их сопоставление, поиск лучшего варианта решения;

— имитационного моделирования (игровую): моделирование жизненно важных профессиональных затруднений в образовательном пространстве и поиск путей их решения;

— деятельностную: способность ребенка проектировать предстоящую деятельность, быть ее субъектом;

— рефлексивную: осознание ребенком деятельности, того, каким способом получен результат, какие при этом встречались затруднения, как они были устранены и что он чувствовал при этом.

Каждый компонент единого пространства предназначен для детского коллектива в целом, при этом предоставляет каждому воспитаннику возможность проявлять и демонстрировать свою индивидуальность и творчество. Это особенно важно в аспекте групповой динамики – тенденции дошкольников «заражаться» текущими интересами сверстников и присоединяться к их деятельности.

Организованная таким образом личностно ориентированная среда в помещениях и на территории ДОУ стимулирует общение, любознательность, способствует развитию у детей таких жизненно необходимых социальных навыков, как инициативность, самостоятельность, творчество.

Таким образом, созданная мной развивающая предметно-пространственная среда постоянно пополняемая в нашей дошкольной организации:

— выполняет  функции: образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организационную и коммуникативную;

— в части соответствует требованиям ФГОС ДО: содержательно – насыщенная, полифункциональная, вариативная, доступная и безопасная;

— работает на развитие самостоятельности ребенка, потому что ребенок в ней – создатель, хозяин и преобразователь. Значит, среда способствует его социализации и индивидуализации.

Центры активности (творческие мастерские)

 

Проектирование и экспериментирование, познание окружающего мира

Развитие речи и чтение

 

Стол для индивидуальной работы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Познавательный центр

Я — патриот!

Я – отличный пешеход!

Социально-коммуникативные центры

 

Физическое развитие