Использование приемов мнемотехники на логопедических занятиях

К . Д. Ушинский писал:

«Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам- он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит на лету».

 

В современной психологии принято считать, что психические процессы тесно взаимосвязаны: не будь памяти, не было бы представления и воображения. Осмысление информации способствует ее запоминанию. Внимание включается в познавательные процессы, повышает их эффективность: ощущения становятся более отчетливыми, восприятие более точным, улучшаются память, мышление.

Мышление и речь тесно связаны между собой. Понятие существует благодаря слову. Речевое оформление мысли центрирует ее и уточняет. Мышление и речь влияют па протекание ощущений, восприятия, памяти и других процессов.

 

Для педагогов  старшего дошкольного возраста не секрет, что у большинства детей имеются

 

Проблемы речи

  • Односложная, состоящая лишь из простых предложений речь. Неспособность грамматически правильно построить предложение.
  • Бедность речи. Недостаточный словарный запас.
  • Употребление нелитературных слов и выражений.
  • Бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развёрнутый ответ.
  • Неспособность построить монолог: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами.
  • Отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов.
  • Отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи и т. д.
  • Плохая дикция.
  • у детей с общим недоразвитием речи наряду с нарушениями всех компонентов языковой системы отмечается недостаточная устойчивость внимания, ограниченные возможности её распределения;
  • снижена вербальная память, страдает продуктивность запоминания. Они забывают сложные инструкции, элементы и последовательность заданий.
  • У некоторых детей низкая активность припоминания сочетается с ограниченными возможностями развития познавательной деятельности.

 

 

  Определение мнемотехники

Формируя речевые навыки у детей с ОНР, в своей работе я использую методы и приемы, которые стимулируют развитие всех психических процессов. Одним из таких методов является мнемотехника.

 

Мнемотехника использует естественные механизмы памяти мозга и позволяет полностью контролировать процесс запоминания, сохранения и припоминания информации.

Первоначально мнемотехника возникла как неотъемлемая часть риторики (ораторского искусства) и предназначалась для запоминания длинных речей.

Современная мнемотехника- это мощная тренировка внимания и мышления. Это просто отличная гимнастика для мозга.

 

Мнемотехника помогает развивать:

— ассоциативное мышление;

— зрительную и слуховую память;

— зрительное и слуховое внимание;

— воображение.

 

Цель обучения

  • развитие связной речи;
  • преобразование абстрактных символов в образы (перекодирование информации);
  • развитие мелкой моторики рук;
  • развитие основных психических процессов – памяти, внимания, образного мышления;

 

    Задачи:

1.Развивать у детей умения с помощью графической аналогии, а также с помощью заместите­лей понимать и рассказывать знакомые сказки по мнемотаблице и коллажу.

2.Знакомить детей с характерными особенностями времен года с помощью условных обозначе­ний на мнемодорожке и мнемотаблице.

3.Развивать у детей психические процессы: память (различные виды), внимание, мышление.

4.Развивать у детей умственную активность, сообразительность, наблюдательность, умение сравнивать, выделять существенные признаки.

5.Обучать детей правильному звукопроизношению. Знакомить с буквами.

6.Воспитывать у детей любовь к народным сказкам.
7.Обыгрывая тактильные дощечки, развивать тактильную память, мышление

 

Предварительная  работа:

— наработка словаря (существительные, прилагательные, глаголы);

— раздаточный материал;

— обсуждение с детьми проведенных наблюдений за явлениями природы, окружающим  миром;

— выбор приемов, с помощью которых можно заинтересовать детей.

 

Работа на занятиях по мнемотаблицам состоит из трех этапов.

1 этап:

Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.

2 этап:

Осуществляется перекодирование информации, т.е. преобразование из абстрактных символов в образы.

3 этап:

После перекодирования осуществляется пересказ сказки или рассказ по заданной теме

 

Последовательность работы с мнемотаблицами:

  1. Введение элементов символов (формы, величины, действия).
  2. Использование опорных схем на всех видах занятий, различных видов деятельности (для выработки у ребёнка привыкания, понимания, что символ универсален).
  3. Введение отрицаний.
  4. Сочетание символов, чтение цепочки их.
  5. Самостоятельный поиск детьми изображений, символизирующих какое-либо качество. (Задача этого этапа — активный поиск изображений, умение аргументировать свой выбор.)
  6. Творческое создание детьми опорных схем.

 

Одним из методов мнемотехники является метод ассоциативных связей. Суть метода заключается в том, что с его помощью разрозненный и невзаимосвязанный материал объединяется в единую искусственно созданную ассоциативную картину посредством мысленно формируемых образов. В дальнейшем стоит лишь воспроизвести какой-либо образ, как непроизвольно и легко вспоминаются все остальные образы, объединённые в ассоциативную связь.

Очень эффективен метод ассоциаций при автоматизации звука. Из своей практики знаю, как трудно бывает мотивировать ребенка на многократное произношение одних и тех же слов. Сначала я отрабатываю произношение слов парами. Показываю ребенку две картинки с автоматизируемым звуком и предлагаю их запомнить. Для этого ребенок должен объединить их в единую ассоциативную картину, то есть составить предложение с этими словами. Важно отметить, что ребенок сам должен придумать ассоциацию, только в этом случае он сможет воспроизвести образ, причем связь может быть нелепая. Например, картинки «гитара» и «корова» ребенок может объединить предложением «Корова играет на гитаре», что в свою очередь вызовет у ребенка положительные эмоции, и такая нелепица лучше запомнится. Когда ребенок запомнит таким образом все пары картинок, я показываю по одной картинке каждой пары, а ребенок должен припомнить вторую. Количество предлагаемых пар картинок зависит от уровня развития ребенка. На начальном этапе их может быть 3-4, постепенно увеличиваем до 10-15 пар.

Далее можно учить ребенка запоминать цепочку слов. Например при автоматизации звука [Р] можно предложить такие слова: картина, радуга, морковь, корова, рынок, гармошка. Для этого картинки выкладываются в ряд, и ребенок должен по порядку называть картинки и объединять их последовательно в рассказ. Как правило, в результате получаются веселые небылицы, которые ребенок затем легко припоминает, называя картинки в той же последовательности. Например: на картине нарисована радуга, а под радугой растет морковь. Пришла корова, собрала морковь и пошла на рынок продавать. А на эти деньги купила гармошку.

Данный метод можно использовать не только для запоминания картинок, но и предлагать запоминать детям слова, ориентируясь на слуховой анализатор.

 

Развитию тактильной памяти способствуют занятия с «тактильными дощечками». Это набор дощечек с разной шероховатостью поверхностей. Цель таких занятий — развитие воображения, фантазии; развития речи, умения выражать словами свои ощущения от прикосновения.

Логопед кладет несколько дощечек в мешочек. Ребенок на ощупь берет одну дощечку и придумывает к ней ассоциацию. Это может быть котенок (дощечка с мехом) или лестница (дощечка с ребристой поверхностью). Выкладывая дощечки по порядку ребенок связывает образы последовательно в единое целое, т.е. в рассказ. Затем логопед убирает дощечки обратно в мешочек. Ребенок, припоминая составленный рассказ, должен достать дощечки в той же последовательности, что и в первый раз.

 

Важную роль в освоении приёмов мнемотехники играет дидактический материал. Здесь особое место занимает использование мнемотаблиц.

Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определённая информация. Овладение приёмами работы с мнемотаблицами значительно сокращает время обучения.

Мнемотаблицы используются при заучивании текстов, обучении пересказу, составлении описательного рассказа, знакомстве с сезонными явлениями и т.д.

Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений. Суть заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка.

Мнемотаблица «Штанишки для мишки»

Таким образом, все стихотворение зарисовывается схематически. После этого ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком. На начальном этапе взрослый предлагает готовую план — схему, а по мере обучения ребенок также активно включается в процесс создания своей схемы.

 

Для отработки сюжетного метода запоминания используются коллажи.

Коллаж – это лист картона (плотная бумага или фланелеграф), на которые наклеиваются или накладываются различные картинки, буквы, геометрические фигуры, цифры. Кажущийся беспорядок картинок и составляет суть коллажа. Это пособие позволяет развивать фотографическую память ребёнка; расширить словарный запас, образное восприятие, развивать устную речь, умение связно говорить, рассказывать.

Коллажи в виде «Веселых полянок» эффективно используются при выполнении артикуляционной гимнастики. Ребенку предлагается отправиться на «Веселую полянку» и выполнить все артикуляционные упражнения.

 

«Веселая полянка» для шипящих звуков

 

Совместное изготовление с детьми фризов (в виде коллажа) помогает лучше запомнить изученные звуки и буквы. Например, букву Д дети изображают в виде дома и тут же приклеивают разные картинки, в названии которых есть звук [Д].

Таким образом, приемы мнемотехники решают задачи, направленные на:

развитие основных психических процессов – памяти, внимания, мышления, а также творческой фантазии;

перекодирование информации, т.е. преобразование из абстрактных символов в образы;

развитие мелкой моторики рук.

Использование мнемотехники в коррекционной работе с детьми, имеющими нарушения речи, дает положительные результаты. Итоговая диагностика показала достаточный уровень развития у детей всех познавательных процессов.

 

Список литературы и сайтов:

  1. БольшеваТ.В.Учимся по сказке: Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники: Учебно-методическое пособие. СПб: Детство-Пресс , 2001.
  2. Матюгин И.Ю., Чакоберия Е.И. Школа эйдетики. Развитие памяти, образного мышления, воображения. – М.: Эйдос, 1994.
  3. Подлиняев О.Л. Эффективная память. – Издание второе, исправленное: Учебное пособие. – Иркутск: Изд-во Иркут.гос.пед.ун-та, 2003.
  4. Репина З.А., Буйко В.И. Уроки логопедии. — Екатеринбург: Изд-во «ЛИТУР», 1999.
  5. С. Л. Рубинштейн. Основы общей психологии. — СПб., 1998.
  6. Козаренко В.А. Учебник мнемотехники. Система запоминания «Джордано» Сайт Mnemonikon (http://www.mnemotexnika.narod.ru) – Москва, 2007.
  7. Матюгин И.Ю. Тактильная память. – М.: Эйдос, 1991.