Речевое развитие

Работаю по теме: «Развитие артикуляционной моторики у детей с нарушением речи, как эффективное средство коррекции

Развитие речи в подготовительной группе детского сада — это одно из самых важных направлений в обучении дошкольников. Именно этому процессу коллектив педагогов уделяет много внимания как во время проведения занятий, так и в повседневной деятельности на протяжении всего периода пребывания ребенка в образовательной организации. Развитие умения общаться, высказывать свои мысли — это фундамент для дальнейшего успешного овладения детьми знаниями и умениями.

Нарушения звукопроизношения у детей является достаточно изученным разделом в логопедии, и методика их преодоления в основном разработана. Но, несмотря на это, есть основания ставить вопрос о необходимости дальнейшего изыскания приемов и методов, активизирующих умственную и практическую деятельность детей, способствующих повышению эффективности преодоления нарушений звукопроизношения.

Работа с детьми старшего дошкольного возраста ДОУ, имеющими самые разные речевые отклонения (ОНР, ФФНР, ФНР) я столкнулась с проблемой, очень часто наблюдаемой у детей-логопатов. Проблема эта заключается в длительном периоде автоматизации и дифференциации поставленных звуков.

Данная проблема возникает по разным причинам, одна из причин является недостаточное развитие артикуляционной моторики.

Актуальность выбранной темы заключается в том, что преодоление нарушений звукопроизношения в дошкольном возрасте имеет огромное значение в последующей жизни ребенка. Недостатки звукопроизношения могут являться причиной отклонений в развитии таких психических процессов, как память, мышление, воображение, а также сформировать комплекс неполноценности, выражающийся в трудности общения.

Цели моей профессиональной деятельности определяю как:

Разностороннее развитие личности ребёнка в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями развития; развитие окружающей дошкольника речевой среды; выработка культуры общения.

Формирование связной речи ; усовершенствование умения правильно выговаривать звуки и слова; формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность; формирование  богатого и активного словарного запаса.

Создание  условий для двигательной активности детей; укрепление здоровья  дошкольников, через разнообразные формы организации.

Задачи:

1.Совершенствование развития артикуляционной моторики через артикуляционные упражнения.

2.Подобрать эффективные методы формирования произносительных возможностей дошкольников.

3.Повысить компетентность родителей в значимости артикуляционных упражнений.

  1. Овладение речью как средством общения и культуры.

5.Обогащение активного словаря.

  1. Развитие связной, грамматически правильной диалоговой и монологической речи.
  2. Развитие речевого творчества.
  3. Знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы.
  4. Формирование звуковой аналитико-синтенической активности как предпосылки обучения грамоте.
  5. Развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха.

 

Принципы развития речи.

1)    Принцип взаимосвязи сенсорного, умственного и речевого развития.

2)    Принцип коммуникативно-деятельного подхода к развитию речи.

3)    Принцип развития языкового чутья.

4)    Принцип формирования элементарного сознания явлений языка.

5)    Принцип взаимосвязи работы над различными сторонами речи.

6)    Принцип обогащения мотивации речевой деятельности.

7)    Принцип обогащения активной языковой практик

 Основные направления работы по развитию речи детей в ДОУ.

1.Развитие словаря: освоение значений слов и их уместное употребление в соответствии с контекстом высказывания, с ситуацией, в которой происходит общение.

2.Воспитание звуковой культуры речи: развитие восприятия звуков родной речи и произношения.

 3.Формирование грамматического строя:

морфология (изменение слов по родам, числам, падежам);

синтаксис (освоение различных типов словосочетаний и предложений);

словообразование.

4.Развитие связной речи:

диалогическая (разговорная) речь;

монологическая речь (рассказывание).

  1. Формирование элементарного осознания явлений языка и речи: различение звука и слова, нахождение места звука в слове.

6    Воспитание любви и интереса к художественному слову.

Методы, применяемые для формирования у детей речевых навыков: Ребенок 6-7 лет по-прежнему любит играть. Поэтому, чтобы процесс получения знаний у него проходил успешно, знания должны подаваться в интересной форме. Что же сможет увлечь малыша? Методика развития речи дошкольников включает в себя такие интересные приемы подачи информации и достижения успешной результативности обучения:

1)    Наглядные:

непосредственное наблюдение и его разновидности (наблюдение в природе, экскурсии);

опосредованное наблюдение (изобразительная наглядность: рассматривание игрушек, картин, рассказывание по игрушкам и картинам.).

Наблюдение во время экскурсий и прогулок; рассматривание отдельного предмета, сюжетной картины или фотографии; словесное описание Способы формирования речевого развития будущих первоклассников Задача педагогов и родителей шестилетнего ребенка заключается не только в том, чтобы научить его говорить, но и дать ему всестороннее развитие. Средства развития речи дошкольников, представленные ниже, помогут выполнить эти пункты. Они включают в себя такие моменты: Общение с ровесниками и взрослыми людьми. Нахождение ребенка в культурной языковой среде. Обучение родному языку на занятиях. Знакомство с произведениями художественной литературы и искусства на родном языке. игрушек и изображений; пересказ по сюжетной картинке, диафильму, по группе предметов.

2)    Словесные:

чтение и рассказывание художественных произведений;

заучивание  стихов и маленьких отрывков прозы наизусть;

пересказ художественных произведений;

общая беседа по смыслу сказки, рассказа; составление рассказа по группе картинок;

рассказывание с опорой на наглядный материал и  без него.

3)    Практические:

дидактические упражнения,

пластические этюды,

хороводные игры.

дидактические игры на развитие речи дошкольников;

инсценировки;

игры-драматизации;

пластические этюды с комментированием; хороводные игры..

 Средства развития речи:

Общение взрослых и детей.

Культурная языковая среда.

Обучение родной речи в организованной деятельности.

Художественная литература.

Изобразительное искусство, музыка, театр.

Непосредственно образовательная деятельность по другим разделам программы.

Работа над звукопроизношением:

            Занятия по развитию речи с детьми старшего дошкольного возраста включают в себя упражнения на дифференциацию определенных звуковых групп: звонких и глухих, шипящих и свистящих, твердых и мягких. Представляем вам несколько примеров таких игр. «Повтори». Малышу предлагают повторить слова, похожие по произношению, за взрослым: мак-бак-так, дам-дом-дым и т. п.

Цель этого задания — заставить ребенка четко произносить звуки, тем самым добиваться того, чтобы он их различал и слышал, в чем разница. «Похоже или не похоже». Из группы слов дошкольник должен выделить одно, которое по звучанию резко отличается от всех остальных.

Примеры: «мак-бак-так-баран», «лимон-бутон-сом-вагон» и т. п. «Поймай звук». Цель упражнения — научить ребенка слышать заданный гласный или согласный и выделять его из потока. Правило игры: хлопнуть в ладоши, когда услышишь «А». Примерный звуковой поток: У-А-М-Р-А-Л-О-Т- А-Б-Ж-С-А-А-О-К и т. д. «Найди картинку по первому звуку». Ребенку дают несколько карточек с изображением предметов. Взрослый называет звук, а малыш выбирает тот предмет, в названии которого он является первым.

Аналогичным образом выполняется задание на определение последнего звука в слове. Выполнение таких упражнений учит ребенка не только слышать звуки, но и вычленять их из общего потока, выполнять звуковой анализ слова. А успешное овладение фонематической структурой слов — залог грамотного письма в дальнейшем.

Развитие речи в подготовительной группе детского сада:

Интонационная сторона — ритм, мелодика, сила голоса, тембр, темп речи — это те элементы, которые делают общение живым и ярким. Важно с раннего возраста научить малыша правильно пользоваться звуковой стороной речи.

Для этого можно использовать упражнения, представленные ниже. «Закончи фразу». Ребенку предлагается подобрать рифму к выражению. Примеры: «Где ты, Танечка, была?» (ответ: «С бабушкой домой ушла»), «Наш зубастый крокодил…» (ответ: «Шляпу взял и проглотил»). Подбор созвучных слов в данном упражнении не только развивают интонационную выразительность, но и учит воспринимать поэтическую речь. «Расскажи сказку». Ребенку нужно не просто передать словами сюжет произведения, но и воспроизвести интонацию голоса того или иного героя. «Скажи слово медленно/быстро». Это задание помогает развивать темп речи. Когда ребенок научится выговаривать слова, задание усложняется. Его просят произнести целое предложение в определенном темпе. «Большое и маленькое животное». С помощью этой игры малыш научится управлять силой голоса. Ему предлагается показать, как рычит маленькая собака (или любое другое животное), а затем большая.

  Обогащение активного словарного запаса:

 Занятия по развитию речи в подготовительной группе в этом направлении имеют цель научить ребенка подбирать антонимы, синонимы, различать многозначные слова и уметь правильно их использовать в речи. Добиться успешного результата в этом помогут упражнения и дидактические игры. Примеры некоторых из них представлены в перечне ниже. «Найди слово противоположное по смыслу» (антонимы). Например: «Снег белый, а земля…». «Придумай предложение к картинке» (многозначные слова). У ребенка лежат предметные карточки с изображением лука (овоща) и лука (оружия). Ему нужно составить предложение с данными понятиями. «Скажи по-другому» (подбор синонимов). Взрослый говорит: «Большой». Дети должны подобрать к нему слова, близкие по значению: огромный, громадный, великан и т. п. Эти и другие подобные дидактические упражнения воспитатели детского сада могут включать в конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе как метод обучения детей.

Формирование грамматического строя речи Развитие речи шестилеток в этом направлении включает в себя работу по обучению дошкольников применять слово в речи в правильном числе, роде и падеже. Также уже в этом возрасте дети должны знать несклоняемые слова (пальто, пианино).

Занятия по развитию речи в подготовительной группе обязательно включают в себя упражнения на обучение грамотного употребления «трудных» глаголов: «раздеть-снять», «одеть-надеть». Добиться правильного применения в общении этих понятий можно только путем постоянного закрепления полученных знаний в игровой деятельности и повседневной жизни.

Например, во время сборов на прогулку предложите ребенку рассказать, что он делает (надевает шапку, одевает куклу и т. п.). Развитие речи в подготовительной группе включает в себя также обучение словообразованию. Малыши очень любят игры такого плана: «Назови детеныша от названия его мамы» (у ежика — ежонок, но у лошади — жеребенок), «Придумай слово длиннее» (весна — весенний, веснушки).

Показатели успешного развития речи дошкольника: На конец учебного года в подготовительной к школе группе ребенок должен знать и уметь: строить связный рассказ по предложенной картине; пересказывать небольшие художественные произведения; поддерживать беседу со взрослыми и сверстниками; использовать в своей речи слова вежливости; отвечать на вопросы полным предложением.

Работа по развитию основных движений органов артикуляционного аппарата проводится в форме артикуляционной гимнастики.

Цель артикуляционной гимнастики – выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.

Артикуляционная гимнастика включает упражнения для тренировки подвижности и переключения органов, отработки определенных положений губ, языка, необходимых для правильного произношения всех звуков.

Вся система артикуляционной гимнастики делится на два вида упражнений:

Статические, направленные на удержание определенной артикуляционной позы;

Динамические, требующие многократного повторения одного и того же вида движений.

При выполнении упражнения, дети постепенно вырабатывают уклады, необходимые для закрепления определенных групп звуков (свистящих, шипящих, сонорных).

Одно из наиболее важных рекомендаций по проведению артикуляционной гимнастики, является ежедневное многократное выполнение артикуляционных упражнений. Но быстрая утомляемость, неустойчивость и кратковременность внимая, недостаток интереса к организованной деятельности, низкая мотивация, снижают детский интерес к ежедневным занятиям, что, в свою очередь, приводит к уменьшению эффективности выполнения артикуляционных упражнений. Поэтому крайне важно создать условия для организации динамичной, эмоциональной приятной, неутомительной и разнообразной деятельности, способствующей воспитанию игровой мотивации, интереса у детей к работе, что особенно актуально в рамках федеральных государственных образовательных стандартов. Разработка и внедрение вариативных моделей и форм логопедической помощи обеспечивают ее доступность и высокое качество для детей.

Использование игровых методов и приемов позволяет сформировать у детей устойчивый интерес к выполнению упражнений артикуляционной гимнастики и значительно повышает результат коррекционной работы по формированию правильного звукопроизношения у детей.

М.Ф. Фомичева в книге «Воспитание у детей правильного произношения» отмечала, что проводить артикуляционную гимнастику лучше всего в игровой форме, потому что это основная деятельность детей дошкольного возраста. Она предложила сопровождать каждое упражнение предметной или сюжетной картинкой. Это позволяет ребенку быстрее и успешнее овладеть артикуляционной гимнастикой. А это значит, что процесс развития артикуляционной моторики протекает активнее, преодоление трудностей проходит легче.

С целью информирование родителей о формах и методах подготовки органов артикуляций детей к правильному произношению, был организован семинар – практикум для родителей:

«Артикуляционная гимнастика в домашних условиях», открытые занятия с дошкольниками, беседы (индивидуальные, подгрупповые),

консультации «Фитнес для язычка»,

«Как правильно заниматься артикуляционной гимнастикой»,

«Для чего нужна артикуляционная гимнастика»,

изготовлены фото-презентации, памятки и буклеты с упражнениями.

 

Коррекция звукопроизносительной стороны речи – процесс длительный; и чтобы его сделать интересным, для педагогов были проведены консультации:

«На зарядку с язычком: упражнения для детей подготовительного возраста», «Язычок путешественник»,

«Артикуляционная гимнастика для малышей»,

семинар-практикум «Артикуляционная гимнастика эффективное средство коррекции звукопроизношения у детей с нарушениями речи»,

изготовлены памятки и буклеты с упражнениями.

В настоящие время существуют разнообразные комплексы артикуляционных гимнастик. «Артикуляционная гимнастика для девочек» и «Артикуляционная гимнастика для мальчиков» Н.В. Нищевой, О.А. Новиковская «Веселая зарядка для язычка» и многих других. Авторы данных пособий предлагают оптимизировать логопедическую работу по формированию правильного звукопроизношения. Интересные истории, сказки и обыгрывание их с помощью артикуляционной гимнастики воспринимаются детьми с большим интересом.

Литература

  1. Косинова Е.М. «Уроки логопеда»: игры для развития речи. – М.: Эксмо: ОЛИСС, 2011.
  2. Журавлева А.Е. «Домашняя логопедия». – М.: Эксмо, 2012.
  3. Ткаченко Т.А. «Логопедические упражнения». – М.: Эксмо, 2013.
  4. Крупенчук О.И. Воробьева Т.А. «Исправляем произношение»: Комплексная методика коррекции артикуляционных расстройств. – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2013.
  5. ФГОС ДО (Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования), утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17.10.2013 №1155.
  6. Интернет-ресурсы.
  7. Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998.
  8. Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного звукопроизношения: Практикум по логопедии: Учеб. пособие для учащихся пед. уч-щ по спец. № 03.08 «Дошк. воспитание» — М.: Просвещение, 1989.

О.С. Ушакова «Развитие речи»