Эссе, конспект НОД по речевому развитию в подготовительной к школе группе по теме «Дифференциация понятий слово, предложение».

МБДОУ «Филимоновский детский сад»

Кузнецова Оксана Сергеевна

Учитель – логопед – первая категория

(Воспитатель детского сада – первая категория)

 

 

 

 

Эссе. «Мой творческий путь к профессии педагог дошкольного образовательного учреждения»

Воспитывать легко с одним условием –

этому надо отдавать всю жизнь.

А. Макаренко

  Детский сад привлекал моё внимание с ранних лет. Я посещала свой родной детский сад, так как моя мама работала в нём воспитателем.  Много на свете хороших профессий, но знаю, моей не найти интересней..».  Эта мысль присутствует со мной всегда на протяжении 15 лет педагогической деятельности. Все эти годы я ни разу не поддалась мысли, что сделала неправильный жизненный выбор. Вот он потрясающий миг – дети, и их глаза рядом! С введением ФГОС ДО детские сады должны создать специальные условия для получения качественного  образования детьми с ОВЗ.

 

В январе 2016 года  в детском саду открылась компенсирующая   группа (для детей с ОНР) . Приводится в соответствие образовательная программа для компенсирующей группы. Разрабатывается комплексно – тематическое планирование. Формируется учебно – методический комплекс.  Поставила цели и задачи.

 

Определила направления деятельности. Расписала  систему работы.

Появление каждого ребёнка – это всегда событие, радость, приятные встречи. Я работаю с особыми детьми и  стараюсь установить тёплые доверительные отношения, проявить неподдельный интерес к каждому, помочь преодолеть трудности.

Судить о начале развития личности ребенка дошкольного возраста без оценки его речевого развития невозможно. В психическом развитии ребенка речь имеет исключительное значение. С развитием речи связано формирование как личности в целом, так и всех психических процессов. Поэтому определение направлений и условия развития речи у детей относятся к числу важнейших педагогических задач.

Проблема развития речи является одной из актуальных. Причины низкого уровня развития речи: половина детей дошкольного возраста, отличаются недостаточно сформированным навыком построения связного высказывания. По результатам анализа наблюдений в группе  отметила следующие недостатки: связные высказывания короткие;  отличаются непоследовательностью, даже если ребенок передает содержание знакомого текста; состоят из отдельных фрагментов, логически не связанных между собой; уровень информативности высказывания очень низкий. Кроме того, большинство детей активно делятся своими впечатлениями от пережитых событий, но с неохотой берутся за составление рассказов по заданной теме. В основном, это происходит не оттого, что знания ребенка по данному вопросу недостаточны, а потому что он не может оформить их в связные речевые высказывания. Проблему обогащения лексики решаю в контексте игровой деятельности, различных форм вербальной коммуникации, фразовой речи детей.

Так как я имею специальное  образование, логопедическая помощь детям с нарушениями речи осуществляю комплексно и направляю на взаимосвязанное формирование всех компонентов речевой системы: лексики, грамматики, звукопроизношения. Формирование лексической стороны речи у дошкольников с речевыми нарушениями происходит систематически на фронтальных, подгрупповых и индивидуальных занятиях. Работу планирую  во всех пяти образовательных областях,  учитывая  особенности речевого и общего развития детей с ОНР. Комплексность педагогического воздействия направляю на выравнивание речевого и психофизического развития детей и обеспечение их всестороннего гармоничного развития.

 

Используя современные  технологии  при коррекции звукопроизношения у детей с нарушениями речи можно отметить, что заметно улучшается качество логопедической работы: дети, проявляют повышенный интерес, у них заметно улучшается память, речь, воображение быстрее справляются с заданиями.

 

На этапе завершения освоения Образовательной программы (май 2017 года) ожидаются следующие результаты

 

Я считаю, что  взаимодействие и преемственность работы всех специалистов, работающих на компенсирующей группе (второго воспитателя, педагога – психолога, учителя – логопеда, музыкального руководителя, инструктора по физической культуре, старшего воспитателя) и родителей дошкольников способствует более высоким темпам общего и речевого развития детей.

Считаю, мой творческий путь в профессии продолжается, впереди много планов, идей. Один мудрый человек мне сказал: «Не бойся ошибаться, бойся бездействия». Эти слова для меня являются путеводной нитью в жизни и профессиональной деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

Конспект НОД по речевому развитию в подготовительной к школе группе по теме «Дифференциация понятий слово, предложение».

Задачи:
Коммуникативные:
закрепить умение образования существительных с уменьшительно – ласкательным суффиксом;
сформировать понятие «устная речь»;
сформировать понятие о том, что мысль выражается предложением, а предложения состоят из слов;
закрепить умение подбирать признаки предметов;
закрепить умение составлять предложения с заданным словом;
сформировать понятие о схеме предложения.

Социализация:
Закреплять умение соблюдать правила участия в играх.

Здоровье:
Развивать мелкую мускулатуру пальцев рук.
Развивать общую моторику.

Оборудование: игрушка – Петрушка, игрушка – собачка, мяч.
Картинки к игре «Придумай признак».
Кружки: красного, синего, зеленого, желтого цветов; цифры: 1, 2, 3, 4. Листочки, простые карандаши.

Ход занятия
1.Организационный момент
Педагог :
В круг ребята становитесь,
Но за руки не беритесь.
— Здравствуйте ребята, меня зовут Оксана Сергеевна.
Давайте познакомимся. Мы будем по кругу передавать друг другу мяч и называть свои имена ласково. Начну я: Оксаночка,…
Вот и познакомились, присаживайтесь ребята за столы.
2. Основная часть .
Педагог:
1. Ребята, а вы знаете, что когда мы с вами разговариваем, рассказываем, друг другу различные истории – это звучит наша устная речь. Устная речь состоит из слов. Что обозначают эти слова? Это предметы, признаки предметов, действия предметов.
Например: (показ картинки) это машина.
Машина, какая? (легковая, маленькая, красная и т. д.)
Машина что делает? (едет, стоит, движится)
— Давайте поиграем. Я предлагаю вам разделиться на четыре команды. Дети, у которых на столе лежит кружок красного цвета – подходят к столу, на котором лежит цифра 1.
Дети, у которых на столе лежит кружок синего цвета – подходят к столу, на котором лежит цифра 2.
Дети, у которых на столе лежит кружок зеленого цвета – подходят к столу, на котором лежит цифра 3.
Дети, у которых на столе лежит кружок желтого цвета – подходят к столу, на котором лежит цифра 4.
— Ребята, у каждой команды на столе лежит одна картинка с изображением какого либо предмета. Вы должны своей командой придумать как можно больше признаков своему предмету. А еще вы должны выбрать одного человека из своей команды, кто будет отвечать. Можете приступить к общению.
Молодцы ребята! Присаживайтесь.
2. А теперь давайте разомнем наши язычки. Я буду говорить, а вы за мной повторяйте.
Артикуляционная гимнастика
В некотором царстве, звука – государстве,
Жили, не тужили, с язычком дружили:
Вопелочка: А А А
Ревелочка: У У У
Пищалочка: И И И
Свистелочка: С С С
Звенелочка: З З З
Жужжалочка: Ж Ж Ж
Шипелочка: Ш Ш Ш

Молодцы ребята!
3. Ребята, мы с вами уже знаем, что устная речь состоит из слов. А из слов можно составлять различные предложения. Ведь в слове заключается незаконченная мысль, а в предложении есть смысл.
Например: слово – Жук.
Предложение: Летит большой жук.
(Беру Петрушку) Это кто? – Петрушка.
Что можно про него сказать? Он какой? (веселый, красивый, добрый…)
Петрушка красивый. Это предложение из двух слов.
Петрушка пришел к вам в гости. Это предложение из четырех слов.
(Беру собачку) Это кто? – собачка.
Что можно про нее сказать? Она какая? (пушистая, красивая, маленькая…)
Что она делает? (сидит, смотрит, лает…)
Маленькая собачка сидит. Предложение из трех слов.
Молодцы ребята, поработали, а теперь можно и отдохнуть.

4. Выходите все в круг.
Физкультминутка:
Ветерок листвой шуршит: шу – шу, шу – шу.
(дети потирают ладонь о ладонь)
В трубах громко он гудит: у – у, у – у.
(хлопают над головой руками)
Поднимает пыль столбом: бом – бом, бом – бом.
(топают ногами)
Дует он везде, кругом: гом – гом, гом – гом.
(переступают, повернувшись вокруг себя)
Может вызвать бурю он: страх – страх, страх – страх.
(руки в стороны, делают вращательные движения)
Не удержится и слон: ах – ах, ах – ах.
(покачивают головой) Присаживайтесь ребята.

3. Работа на листочках .
1.Мы с вами составляли различные предложения. Ребята, эти предложения можно записать. Каждое слово в предложении мы будем обозначать черточкой — схемой. Посмотрите, пожалуйста, как это делается.
Например: Это кукла. Сколько слов в предложении? (2)
Запишем схему этого предложения — — .
У вас на столах лежат листочки и простые карандаши. Я предлагаю вам записать схему этого предложения.
— Давайте составим предложение из трех слов, четырех.
Запишем схемы.
Молодцы ребята !

2.А теперь разомнем наши пальчики.

Пальчиковая гимнастика:
На большом диване в ряд, куклы Катины сидят:
(попеременно хлопать в ладоши и стучать кулачками)
Два медведя, Буратино, и веселый Чиполлино,
И котенок, и слоненок.
(загибать поочередно пальцы)
Раз, два, три, четыре, пять
(разгибать поочередно пальцы)
Помогаем нашей Кате, мы игрушки сосчитать.
(попеременно хлопать в ладоши и стучать кулачками)

4. Итог.
В круг ребята становитесь,
Но за руки не беритесь.
На этом наше занятие завершается. Вам понравилось?
Мне очень понравилось у вас в гостях. Приезжайте к нам в гости.
Спасибо за внимание.