МБДОУ «Филимоновский детский сад»
Развивающая предметно-пространственная среда
Логопедической группы (старший дошкольный возраст )
В условиях внедрения ФГОС ДО одной из самых важных задач является задача индивидуализации дошкольного образования для полноценного развития личности детей в период дошкольного детства.
Индивидуализация образования основана на поддержке детей в развитии их потенциальных возможностей, стимулировании стремления детей самостоятельно ставить цели и достигать их в процессе познания.
Первое условие индивидуализации образовательной деятельности с детьми – создание развивающей предметно-пространственной среды, которая бы стимулировала активность детей.
Основная характеристика среды, направленная на индивидуализацию развития – обеспечение разнообразия форм и содержания образования, предоставление ребенку возможности выбора средств и форм активной деятельности. Индивидуализация среды, направленная на обеспечение личностного роста детей, предполагает стимуляцию развития сильных и поддержку слабых сторон личности каждого ребенка, помощь взрослого в осознании воспитанниками своих качеств и построении эффективного индивидуального стиля поведения и общения. Акцентировать внимание следует на когнитивных компонентах развития, умении выполнять операции классификации, категоризации, дифференциации и обобщения.
Проектируя и создавая развивающую предметно-пространственную среду, направленную на обеспечение индивидуальной траектории ребенка, я постаралась учесть особенности его развития. Сильный в интеллектуальном развитии ребенок не нуждается в объяснении задач, действий, результатов деятельности. В этом случае я выбирает роль консультанта, затем наблюдателя. Для ребенка, которому нужно многократное объяснение, совместное выполнение действия, показ, рассказ, я выступаю в роли активного помощника, соучастника до тех пор, пока ребенок в этом нуждается. Такой способ взаимодействия с ребенком ориентирует каждого из них на успех, радость достижения, а значит, и на продвижение вперед, поскольку именно успех и радость достижения создают уверенность в силах, заставляют многократно возвращаться к достигнутому, т. е. совершенствоваться.
Дети сами осуществляют индивидуализацию, когда они выбирают определенный центр активности или берут головоломки, в которой требуются сложить картинку из пяти частей, а не из двенадцати.
Ситуация когда каждый ребёнок в группе занят своим делом – это и есть индивидуализация, возникающая естественным образом.
Для того чтобы естественная индивидуализация могла состояться, от меня требуется умение:
— создавать развивающую среду, учитывающую интересы и уровень развития детей;
— выделять в режиме дня время для игр и самостоятельных занятий;
— оказывать помощь и поддержку в ситуациях, когда они нужны.
Индивидуализация среды – это стержень, на который педагоги «нанизывают» образовательные технологии:
— игровую;
— исследовательскую (проблемно-поисковую): модель «обучение через открытие»;
— коммуникативную (дискуссионную): наличие дискуссий, представляющих различные точки зрения по изучаемым вопросам, их сопоставление, поиск лучшего варианта решения;
— имитационного моделирования (игровую): моделирование жизненно важных профессиональных затруднений в образовательном пространстве и поиск путей их решения;
— деятельностную: способность ребенка проектировать предстоящую деятельность, быть ее субъектом;
— рефлексивную: осознание ребенком деятельности, того, каким способом получен результат, какие при этом встречались затруднения, как они были устранены и что он чувствовал при этом.
Каждый компонент единого пространства предназначен для детского коллектива в целом, при этом предоставляет каждому воспитаннику возможность проявлять и демонстрировать свою индивидуальность и творчество. Это особенно важно в аспекте групповой динамики – тенденции дошкольников «заражаться» текущими интересами сверстников и присоединяться к их деятельности.
Организованная таким образом личностно ориентированная среда в помещениях и на территории ДОУ стимулирует общение, любознательность, способствует развитию у детей таких жизненно необходимых социальных навыков, как инициативность, самостоятельность, творчество.
Таким образом, созданная мной развивающая предметно-пространственная среда постоянно пополняемая в нашей дошкольной организации:
— выполняет функции: образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организационную и коммуникативную;
— в части соответствует требованиям ФГОС ДО: содержательно – насыщенная, полифункциональная, вариативная, доступная и безопасная;
— работает на развитие самостоятельности ребенка, потому что ребенок в ней – создатель, хозяин и преобразователь. Значит, среда способствует его социализации и индивидуализации.
Центры активности (творческие мастерские)
Проектирование и экспериментирование, познание окружающего мира
Развитие речи и чтение
Стол для индивидуальной работы
Познавательный центр
Я — патриот!
Я – отличный пешеход!
Социально-коммуникативные центры
Физическое развитие